06.05.2020 09:01:00

Тематическая программа к 75-летию Великой Победы «Монументы победы».

В иртуальная рубрика.


12.jpg

Е.В. Вучетич. Тыл фронту. Магнитогорск. 1979 г.

Е.В. Вучетич. Родина-мать зовёт. Волгоград. 1959 - 1967 гг.

Е.В. Вучетич. Памятник Воину-Освободителю. Трептов-парк, Берлин. 1949 г.




Одним из известнейших монументов, посвящённых Великой Победе является масштабный историко-мемориальный комплекс «Мамаев курган» в Волгограде: ведь именно здесь, в течение двухсот дней продолжалась Сталинградская битва — самая страшная и самая кровопролитная за всю историю человечества. Автор комплекса, скульптор Е. В. Вучетич (1908 – 1974), сумел удивительно точно воплотить в камне образы народного подвига, мужества и жертвенности. Таковы его произведения «Стоять насмерть», «Скорбящая мать» и, конечно, доминанта мемориала – величественная статуя «Родина-мать зовёт!». «Мамаев курган» явился центральной частью монументального триптиха, соединившего три города – Волгоград, Магнитогорск и Берлин. Памятник «Тыл – фронту», посвящённый подвигу тружеников тыла, не даёт забыть о том, что из магнитогорской стали был сделан каждый третий снаряд, в магнитогорскую броню был «одет» каждый второй танк… А знаменитый образ «Воина-освободителя» в Берлинском Трептов-парке символизирует окончательную победу советского народа над нацизмом. Итак, согласно творческому замыслу Е.В. Вучетича, меч Победы, выкованный на Урале, был поднят в Сталинграде и опущен в Берлине.



13.jpg

М.К. Аникушин. Героическим защитникам Ленинграда. 1974 г.




Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы — памятник подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов. Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла ещё в годы Великой Отечественной войны, однако, приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады. Лишь в 1960-х годах было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса — площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы. Выбор места был не случаен. Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой, по нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. В непосредственной близости отсюда проходил передний край обороны. В начале 1970-х годов для работ над проектом памятника была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по замыслу архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и скульптора М. К. Аникушина (1917 – 1997). Все они были участниками обороны Ленинграда. Монумент оформляет южный въезд в Санкт—Петербург со стороны Пулковских высот и аэропорта. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о героической странице в истории города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Обращённый к въезжающим в город фасад мемориала — «Площадь Победителей». На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам. Главная вертикаль мемориала — 48-метровый гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта.



14.jpg

Р.К. Таурит. Родина-мать. Пискарёвское кладбище. Санкт-Петербург. 1960 г.



     Монумент «Родина — мать» установлен на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, в месте крупнейших захоронений жертв блокады Ленинграда и воинов, сражавшихся за освобождение города. Он был открыт в майский День Победы 1960 года. Монумент представляет собой бронзовую скульптуру – прообраз матери, жены, простой женщины из народа. Ее фигура в длинной одежде, скрывающей ноги, слегка наклонена вперед — она будто движется навстречу тем, кто пришел почтить память павших. В вытянутых руках она держит гирлянду из дубовых листьев – символ вечности. Ее скорбящее лицо обращено в сторону холмов братских могил. Скульптура установлена на каменном постаменте, ее высота составляет шесть метров. За монументом в качестве фона сооружена стена, на которой высечены строки из стихотворения поэтэссы Ольги Берггольц: ««Никто не забыт и ничто не забыто» — эти слова стали лозунгом, воспевающим подвиг героев Великой Отечественной войны». Автором монумента «Родина-Мать» стала скульптор Вера Исаева (1898 – 1960). Но она не смогла завершить работу. Скульптуру в натуральную величину создал ее постоянный помощник, художник-скульптор Роберт Таурит (1906 – 1969). Известно, что моделью для скульптуры «Родина мать» стала жительница Ленинграда Елена Ильинична Сидорова. Во время создания монумента она работала натурщицей в художественно-промышленном училище, имени В. Мухиной где ее и заметил Роберт Таурит. Современники мастера подчёркивают, что фигура «Родины-матери» даже имеет портретное сходство с натурщицей, а, чтобы скульптору удалось зафиксировать и передать положение рук будущего монумента, женщина держала простое вафельное полотенце.



15.jpg

Б.В. Едунов. Родина-мать. Калининград. Начало 1960-х гг.



        На пересечении Ленинского проспекта и улицы Театральной в городе Калининград возвышается монумент «Родина-мать». Скульптура была установлена в 1974 году и в марте 2007 года была признана объектом культурного наследия (регионального значения). Произведение было создано по проекту скульптора Бориса Васильевича Едунова (1921 – 1982). Памятник, установленный на высоком гранитном постаменте, представляет собой женщину-мать с волевыми чертами лица, держащую в левой руке герб РСФСР. Особым выразительным художественным мотивом массивного памятника служит развевающаяся позади фигуры шаль. Постамент украшен надписью с указанием года образования самой западной области страны. Скульптура установлена на небольшом искусственном холме с гранитными ступенями. Монумент располагается в сквере и соединяется аллеей с городским фонтаном. Ранее (в 1958-1974 гг.) на этом гранитном постаменте располагалась бронзовая скульптура Сталина (копия известного произведения скульптора Е. В. Вучетича), впоследствии демонтированная.



16.jpg


17.jpg

А. П. Кибальников. Мужество. Брест. 1969 – 1971 гг.

А.П. Кибальников. Жажда. Брест. 1969 – 1971 гг.



 

        Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" создан авторским коллективом под руководством народного художника СССР скульптора А. П. Кибальникова (1912 – 1987) в 1969-1971 годах на территории Брестской крепости как увековечивающий подвиг ее защитников. Торжественное открытие состоялось 25 сентября 1971 года. Монумент хранит память о трагических событиях Великой Отечественной войны, когда сравнительно небольшой гарнизон советских бойцов и командиров крепости 22 июня 1941 года принял первые удары немецких войск и более месяца держал оборону в полном окружении. Центром Брестской крепости является монументальная скульптура "Мужество", представляющая обобщенный образ воина-победителя, высотой 33,5 метра. Несмотря на колоссальные размеры конструкции, поражает детальность проработки лица солдата. Нахмуренные брови и бесстрашный взгляд – это лицо человека, готового на всё. Погибнуть защищая Родину, но не сдаться. Пронзителен смысл другого скульптурного образа Брестского мемориального комплекса - "Жажда". Скульптура иллюстрирует одну из самых трагических страниц обороны Брестской крепости – острую нехватку воды. Водопровод был поврежден в первый день войны, а берега реки были заняты фашистскими захватчиками. Ночью река подсвечивалась прожекторами, а днем вёлся непрерывный обстрел по сумевшим добраться до неё солдатам. Вода была необходима для охлаждения пулеметов и всем участникам обороны. Добыча хотя бы нескольких капель воды была настоящим подвигом. Памятник посвящен мужеству защитников крепости, которые без еды и питья на протяжении многих дней держали оборону.



18.jpg

И.Д.Бродский, И.А. Покровский. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманске. 1974 г.

 

      Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в городе Мурманск. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Проект комплекса был разработан архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским (1923 – 2011). Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров, высота статуи — 35,5 метра. Высота же всего монумента 42 метра, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью: «Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!». У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман. Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почётных гостей, присутствующих при проведении официальных церемоний. Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов-героев.


19.jpg

Е.И. Белостоцкий, В.А. Петрошевич. Матрос и солдат. Севастополь. 1981 г.




          Памятник солдату и матросу на мысе Хрустальном в Севастополе — один из самых узнаваемых монументов южной стороны города. Скульптурная композиция, посвящённая защитникам Севастополя, была задумана, как часть большого мемориала памяти об обороне Севастополя. Решение о возведении монумента было принято в 1972 году постановлением правительства СССР, но работы начались только в 1981 году. Авторами проекта выступили архитекторы и инженеры В. Климик, С. Войцеховский, работы выполнялись при участии скульпторов Е. И. Белостоцкого, В.А. Петрошевича. К 1990-му году, когда композиция была уже почти завершена, работы над ней были приостановлены. Лишь в 2004 году было принято решение достроить мемориал, что состоялось к 8 мая 2007 г. – памятник был торжественно открыт. Скульптура окружена дорожками и газонами с цветами, рядом высажены аллеи совсем молодых деревьев, а у ног «Солдата с матросом» выложена плиткой большая площадь, с которой открывается великолепный вид на выход из Севастопольской бухты.



20.jpg

П. Вайвада, Б. Петраускас. Памятник 1200 гвардейцам. Калининград. 1945 г.




Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде включает в себя мемориал, братскую могилу и памятник воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга-Калининграда. Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде был торжественно открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых мемориалов, сооружённых во славу павших и в честь победы русского народа в Великой Отечественной войне. В его создании принимали участие архитекторы — И. Д. Мельчаков и С. С. Нанушьян, скульпторы — П. Вайвада, Б. Петраускас, Б. Пундзюс, Р. Якимавичюс, К. Ярощунас, Константинас Богданас, работавшие под руководством известного мастера Юозаса Микенаса.

       По советским данным, общие потери войск 3-го Белорусского фронта с 1 по 10 апреля 1945 года, которые вели активные боевые действия в этот период при штурме Кёнигсберга — 3700 человек убитыми. В ещё не остывшем от боёв Кёнигсберге началось сооружение памятника, который должен был достойно возвеличить подвиг солдат и стать вечной памятью благодарной Родины об ушедших в бессмертие её защитниках. Военный совет 11-й гвардейской армии по инициативе командующего генерал-полковника К. Н. Галицкого принял решение о его сооружении. В окончательном варианте проекта определились три составные части мемориала: обелиск, две скульптурные группы и мемориальная стена. Их дополняли барельефы, эпитафии, надгробия, венки, бюсты. Сооружение приобрело характер архитектурно-скульптурного ансамбля. Памятник 1200 гвардейцам стал первым советским памятником в Кёнигсберге (который тогда ещё не успели переименовать в Калининград) и, вообще, первым мемориалом, увековечившим подвиг советских солдат, павших в Великой Отечественной войне. Решение о его создании было принято военным советом 11-й гвардейской армии в начале мая 1945 года. Приказ о перезахоронении павших воинов в братскую могилу был подписан 8 мая 1945 года генерал-полковником К. Н. Галицким. Торжественное открытие монумента состоялось 30 сентября 1945 года. В 1946 году были установлены скульптурные группы «Штурм» и «Победа».



21.jpg

Бурдин Д., Климов В., Рабаев Ю., Томский Н. Могила Неизвестного Солдата. 1965 г.



         Мемориальный архитектурный ансамбль Могила Неизвестного Солдата, расположенный у стен Московского Кремля в Александровском саду, был сооружён в 1967 году по проекту архитекторов Дмитрия Бурдина, Владимира Климова, Юрия Рабаева и скульптора Николая Томского. Идея возведения памятника в честь воинов, сражавшихся в битве за Москву, возникла в 1965 году в рамках кампании по увековечиванию памяти павших в Великой Отечественной войне. Мемориал было решено возвести у стен Кремля в Александровском саду. Однако его строительство началось не сразу из-за того, что у входа в сад находился бывший обелиск в честь 300-летия Дома Романовых, перестроенный в монумент революционным деятелям. Установка памятника стала возможной после перемещения обелиска в 1966 году. Осенью того же года на 41-м километре шоссе Москва-Ленинград под Зеленоградом в ходе строительных работ обнаружили братскую могилу. Найденные в ней останки солдата в хорошо сохранившемся обмундировании без знаков отличия было предложено захоронить у Кремлёвской стены в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой. Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов: могилы солдата c Вечным огнём, аллеи городов-героев и стелы городов воинской славы. В центральной части мемориала расположена ниша с рельефной надписью: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Считается, что её автор — писатель Сергей Михалков. По другой версии, вместе с Михалковым над надписью также работали поэты и прозаики Константин Симонов, Сергей Наровчатов и Сергей Смирнов. В центре ниши находится бронзовая пятиконечная звезда, в середине которой горит Вечный огонь.