27.02.2020 10:43:00

«Во власти Терпсихоры»

Образы танца в западноевропейской кабинетной скульптуре XIX – первой трети XX вв.
выставка произведений скульптуры из частной коллекции

Вступление

С момента своего зарождения и на протяжении многих столетий искусство танца привлекало внимание художников. Верно уловить и передать движения танцующего, а вместе с ними и мир его самых разнообразных чувств - чарующая задача и, одновременно, истинное испытание для мастера изобразительного искусства. Кажется естественным, что наиболее ярко тема танца раскрывается в творчестве художников-скульпторов, ведь объединяющим началом для обоих искусств является язык пластики форм.
Одним из первых ваятелей, изобразивших человеческую фигуру в танце, был древнегреческий мастер Скопас.
Созданный им в IV в. до н.э. образ вихревой пляски менады, – спутницы бога виноделия Диониса, стал образцом для многих поколений европейских скульпторов. Желание разгадать саму природу танца, постичь секрет этого искусства, мыслимого лишь в движении, вдохновляло мастеров на смелые композиционные решения, словно бы позволявшие на мгновение остановить хореографическое действо для его детального рассмотрения. Таковы замечательные произведения скульптора эпохи барокко М. Клодиона, творения мастеров фарфоровых мануфактур Мейсена и Севра. Однако, наибольший интерес к мотиву танца просыпается в скульптуре камерных форм на рубеже XIX – XX столетий, когда утончённо-романтическая эстетика модерна и арт-деко обратилась к поиску новых средств художественной выразительности и разнообразным творческим экспериментам.

Характеристика экспозиции

На выставке «Во власти Терпсихоры» представлено восемнадцать произведений кабинетной скульптуры, исполненных в конце XIX – первой трети XX вв. известными мастерами-представителями различных художественных традиций и школ – немецкой, австрийской и французской.
Своего рода историческим введением в тему экспозиции служит статуэтка «Танцующий фавн», созданная известным берлинским литейным предприятием «Гладенбек, вероятно, в конце XIX в. Фигурка воспроизводит знаменитую одноимённую древнеримскую скульптуру II в. до н.э., находившуюся во дворике «Дома Фавна» в г. Помпеи. Многочисленные уменьшенные копии и вариации прославленной скульптуры завоевали огромную популярность в западной Европе как украшение интерьера.

танцующий фавн.jpg
Танцующий сатир («Помпейский сатир»)
Литейная фирма Gladenbeck. Германия, Берлин, II-я пол. XIX – нач. XX вв., бронза, литьё

Стремительность, лёгкость и бесшабашность народной пляски воплощают творения французских скульпторов А. Каррье (1824 – 1887) и А. Левассё (1853 – 1934): угловатые и энергичные движения «Танцующего юноши», словно, противостоят утончённой грации юной деревенской плясуньи.

каррье, а. танцующий юноша.jpg               левассё, а. пляшущая девушка.jpg
Каррье, А. Танцующий юноша                                                           Левассё, А. Пляшущая девушка 
Франция, кон. XIX в., бронза, литьё                                                   Франция, кон. XIX – нач. XX вв., бронза, литьё

Напротив, неспешностью, восточной медитативностью и ощущением первобытного ритуала дышат скульптуры «Танец со змеёй» и «Восточная танцовщица». Неизвестным авторам удалось тонко и точно передать колоритную пластику, присущую танцам арабского Востока и Турции.

неизвестные авторы_тацующая турчанка, танец со змеёй.jpg
Неизвестный скульптор. Восточная танцовщица. Западная Европа. Нач. XX в., бронза, литьё
Неизвестный скульптор. Танец со змеёй. Западная Европа, 1919 г., бронза, литьё

К восточной теме обращён и уникальный образ «Танцовщица Мод Аллан в роли Саломеи». Статуэтка, созданная немецкой фарфоровой мануфактурой «Шайбе Альсбах» в 1907 году, изображает известную актрису и танцовщицу начала XX столетия Мод Аллан, исполнившую пленительный «Танец семи покрывал» и роль Саломеи в одноимённой пьесе О. Уайльда.

саломея.jpg
Танцовщица Мод Аллен в роли Саломеи
Фарфоровая мануфактура Шайбе Альсбах, Германия, 1907 г., фарфор, роспись

Сценическим образам также посвящена парная композиция «Жар Птица» и «Иван Царевич» немецко-австрийского художника Р. Париса (1894-1945). Воплощающие героев знаменитого балета И. Ф. Стравинского скульптуры, тем не менее, не являются портретными, они – результат собирательного, скорее, фантастико-гротескного представления мастера о русском фольклоре. Художественной особенностью произведений является яркая полихромия, выполненная в технике холодной росписи бронзы.

парис, р. жар-птица, иван царевич.jpg
Парис, Р. Жар Птица. Образ балета «Жар Птица». Германия, 1910-1920-е гг., бронза, литьё, холодная роспись
Парис, Р. Иван Царевич. Образ балета «Жар Птица». Германия, 1910-1920-е гг., бронза, литьё, холодная роспись

Особым разделом экспозиции «Во власти Терпсихоры» можно назвать произведения миниатюрной скульптуры, получившие в истории искусства определение «венская бронза». Всемирно известная «венская бронза» это — маленькие бронзовые фигурки, производимые в Вене, начиная с 1850-х годов. Свою известность они заслужили благодаря высокому уровню детализации и выразительности исполнения. Миниатюры изготавливались на небольших фабриках и в частных мастерских художников. На выставке можно увидеть полные изящества творения таких популярных мастеров, как Й. Лоренцль (1892 – 1950) и В. Пильц (1816 – 1896).

лоренцль, й., пильц, в..jpg
Лоренцль, Й. Танец. Австрия, 1910-20-е гг., бронза, литьё
Пильц, В. Танцующая с обручем. Германия. II-я пол. XIX в., оникс, бронза, литьё

Заключение

Тема танца не была чужда и творчеству скульптора Германа Брахерта. В 1927 году мастер исполнил для Кёнигсберга образ «Танцующей девочки» – произведения, украсившего каскады знаменитого Замкового пруда (ныне Нижнее озеро). Выставка «Во власти Терпсихоры» став, своего рода, итогом изучения истории развития мотива танца в искусстве европейской скульптуры XIX – первой трети XX вв., несёт в себе посвящение Г. Брахерту: в этом году исполняется 130 лет со дня рождения мастера.

танцующая девочка.jpg                           
Брахерт, Г. Танцующая девочка. Кёнигсберг, 1927 г. (утрачена)