20.04.2020 12:25:00

«Обитатели готических соборов. Гаргуйли и химеры»

Г отический собор… Уже в самом этом словосочетании слышится нечто таинственное, мистическое и в то же, время невероятно притягательное и прекрасное. Представляя могущественный, устремлённый ввысь собор готической поры, каждый раз поражаешься: как, в те далёкие времена, не вооружённые мудрёными техническими средствами зодчие, могли создавать эти удивительные творения. Особой чертой готической архитектуры является её крепкий синтез с искусством скульптуры – эти два вида художественного творчества существовали тогда поистине неразделимо друг с другом. Собор являл собой символ не только Божьего Дома, но и картину многообразия мира, его прекрасные и отталкивающие стороны. А вот задачу своеобразного подробного рассказа об этом выполняли многочисленные скульптуры, густо населявшие фасады и интерьеры храма. Так, величественные порталы, украшенные строгими образами пророков и праведников, должны были настраивать верующего на скромную, честную жизнь по совести; скульптурные рельефы с изображением сцен Распятия, Страшного Суда – побуждали задуматься о собственной греховности и выборе жизненного пути. Однако, какой-же цели служили многочисленные и столь разнообразные скульптурные изображения отталкивающего вида фантастических существ, которые можно обнаружить в убранстве практически любого собора готической поры? Итак, познакомимся с гаргуйлями и химерами поближе.

Начнём с гаргуйлей, а, точнее, с самого слова и его значения. Слово «Гаргуйль», произошедшее от французского «La Gargouille», родилось от курьёзного сочетания слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В его основе лежат производные от латинских «gurgulio», что значит «дыхательное горло», «gula» - глотка, горло и «gurges» - переводящееся, как «водоворот», «пучина», «омут». О существе, именующемся Гаргуйль повествует старинная французская легенда, восходящая к VII веку. В окрестностях города Руана, в болотах на берегу реки Сена, жил огромный дракон.

святой роман_французский манускрипт для сайта.jpg
Св. Роман побеждает дракона. Французский манускрипт, XIV в.


Он нападал на корабли, шедшие по реке, наводил ужас на местных жителей, извергая из своей пасти мощнейшие огненные и водяные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю, которого нарекло Гаргуйлем. Дракон совершал свои многочисленные бесчинства до тех пор, пока епископ Руана, Святой Роман, не усмирил его, лишив воли с помощью молитв и святого креста. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Однако, огонь смог уничтожить лишь туловище и хвост гаргуйля, но его глотка костру никак не поддавалась. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову гаргуйля в назидание другим драконам - её водрузили на стену городского собора, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям. С XI века устрашающие изображения гаргуйлей стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических церквей. Люди придумали для гаргуйлей «работу» по их древней «специальности» - извергать воду.

гаргуль, майорка для сайта.jpg
Гаргуйль с антропоморфными чертами. Собор Санта-Мария, Майорка

гаргуйль 2 для сайта.jpg
Гаргуйль в виде собаки. Собор святого Витта. Прага, Чехия


Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки, таким образом, они стали весьма функциональным элементом - через свою пасть отводили потоки дождевой воды от стен храмов, отчего они не разрушались, а фундаменты не подмывались. Ну а какова же нарративная задача гаргуйлей? Выше мы говорили, что собор являл собой картину мироздания, показывающую и его красоту, и неприглядность. Таким образом, гротескные изображения гаргуйлей, представляющие нечистую силу, что, словно бы, с ужасом разбегается при звуках молитвы, олицетворяли грешный мир, который прихожане обязаны оставлять входя в храм, а целью пугающего внешнего вида гаргуйлей было напоминание людям о дурных поступках и неминуемом возмездии за них.

К XVIII- началу XIX столетий большая часть каменных гаргуйльей были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя металлические водосточные трубы, а старушки-гаргуйльи превратились в элемент декора зданий.

гаргуйли нотр дам для сайта.jpg

гаргуйль для сайта.jpg
Гаргуйльи-водостоки собора Нотр-дам-де Пари. Париж, Франция

Однако, с течением времени их внешний вид изменялся, становясь всё более причудливым. К чертам драконов и змей скульпторы стали добавляться фрагменты тел животных, птиц, людей, отчего рождались поистине устрашающие и фантастические образы. Нередко гаргуйльи несли в себе символы грехов: лень представала в виде обезьяны, жадность – собаки, похоть – козла, гордыня - льва.

Часто гаргуйлей отождествляют с другими фантастическими созданиями – химерами. Однако, их не стоит путать. Химеры на фасадах готических соборов никогда не были функциональными элементами, они изначально существовали в роли украшения, разве, что, не "для красоты", а "для ужаса". Название «химера» происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии поэта Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тёзок. Считалось, что отталкивающего вида изваяния химер – это обезображенные люди, как бы красноречиво демонстрирующие то, что может произойти с человеком, поддавшимся дьявольскому искушению.

химера нотр дам для сайта.jpg
Химера «Стрикс» на фасаде собора Нотр-дам-де-Пари. Франция

дедо для сайта.jpg
Химера «Малыш Дедо». Собор Нотр-дам-де-Пари. Франция.

Надо сказать, что среди множества скульптурных химер есть и персоналии, имеющие свои истории. Так, среди сонма химер прославленного парижского Нотр-Дама особую славу имеет зловещая Стрикс. Считается, что в её образе навеки закован в камень знаменитый в Париже похититель детей, однако, есть другие химеры, вовсе не зловещие. Так, на одном из балконов величественного храма притаилась небольшая фигурка, несущая в себе приветливость и доброту. Это - Малыш Дедо, очень хорошо известный парижанам. Предание гласит, что, когда строился этот собор, одна монахиня из провинции, недовольная дьявольскими ликами химер, решила внести свою лепту в украшение главного храма Парижа. Она переоделась в мужскую одежду и, добравшись до столицы, вытесала из камня фигурку, напоминающую босоногого ребенка с милой мордочкой какой-то зверушки. Тайно пробравшись на место строительства, монахиня поместила свое творение, названое ею Дедо, на выступ крыши, после чего вернулась в обитель. Долгое время никто и не подозревал о наличии необычной статуи среди прочих горгулий, пока с одним из сыновей служащего храма не случилась беда. Игравший на крыше ребенок поскользнулся и покатился вниз. Еще немного, и малыша ждала бы страшная смерть, но, вовремя ухватившись за статую Дедо, мальчуган избежал неминуемого падения. После этого случая парижане не только узнали о существовании доброй химеры, но и полюбили ее. Ведь считается, что если попросить Дедо о чем-то хорошем, то он непременно исполнит любое желание, загаданное от чистого сердца…

Вот уже не одно столетие безмолвные скульптуры, изображающие гаргуйлей и химер украшают и «устрашают» строгие и стройные готические соборы, бережно сохраняя их тайны и пробуждая в нас неизменный интерес к великой художественной культуре Средних веков.


Все фото, сопровождающие текст взяты с ресурса PIXABAY