«Обитатели готических соборов. Гаргуйли и химеры»
Г отический собор… Уже в самом этом словосочетании слышится нечто таинственное, мистическое и в то же, время невероятно притягательное и прекрасное. Представляя могущественный, устремлённый ввысь собор готической поры, каждый раз поражаешься: как, в те далёкие времена, не вооружённые мудрёными техническими средствами зодчие, могли создавать эти удивительные творения. Особой чертой готической архитектуры является её крепкий синтез с искусством скульптуры – эти два вида художественного творчества существовали тогда поистине неразделимо друг с другом. Собор являл собой символ не только Божьего Дома, но и картину многообразия мира, его прекрасные и отталкивающие стороны. А вот задачу своеобразного подробного рассказа об этом выполняли многочисленные скульптуры, густо населявшие фасады и интерьеры храма. Так, величественные порталы, украшенные строгими образами пророков и праведников, должны были настраивать верующего на скромную, честную жизнь по совести; скульптурные рельефы с изображением сцен Распятия, Страшного Суда – побуждали задуматься о собственной греховности и выборе жизненного пути. Однако, какой-же цели служили многочисленные и столь разнообразные скульптурные изображения отталкивающего вида фантастических существ, которые можно обнаружить в убранстве практически любого собора готической поры? Итак, познакомимся с гаргуйлями и химерами поближе.
Св. Роман побеждает дракона. Французский манускрипт, XIV в.
Он нападал на корабли, шедшие по реке, наводил ужас на местных жителей, извергая из своей пасти мощнейшие огненные и водяные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю, которого нарекло Гаргуйлем. Дракон совершал свои многочисленные бесчинства до тех пор, пока епископ Руана, Святой Роман, не усмирил его, лишив воли с помощью молитв и святого креста. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Однако, огонь смог уничтожить лишь туловище и хвост гаргуйля, но его глотка костру никак не поддавалась. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову гаргуйля в назидание другим драконам - её водрузили на стену городского собора, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям. С XI века устрашающие изображения гаргуйлей стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических церквей. Люди придумали для гаргуйлей «работу» по их древней «специальности» - извергать воду.
Надо сказать, что среди множества скульптурных химер есть и персоналии, имеющие свои истории. Так, среди сонма химер прославленного парижского Нотр-Дама особую славу имеет зловещая Стрикс. Считается, что в её образе навеки закован в камень знаменитый в Париже похититель детей, однако, есть другие химеры, вовсе не зловещие. Так, на одном из балконов величественного храма притаилась небольшая фигурка, несущая в себе приветливость и доброту. Это - Малыш Дедо, очень хорошо известный парижанам. Предание гласит, что, когда строился этот собор, одна монахиня из провинции, недовольная дьявольскими ликами химер, решила внести свою лепту в украшение главного храма Парижа. Она переоделась в мужскую одежду и, добравшись до столицы, вытесала из камня фигурку, напоминающую босоногого ребенка с милой мордочкой какой-то зверушки. Тайно пробравшись на место строительства, монахиня поместила свое творение, названое ею Дедо, на выступ крыши, после чего вернулась в обитель. Долгое время никто и не подозревал о наличии необычной статуи среди прочих горгулий, пока с одним из сыновей служащего храма не случилась беда. Игравший на крыше ребенок поскользнулся и покатился вниз. Еще немного, и малыша ждала бы страшная смерть, но, вовремя ухватившись за статую Дедо, мальчуган избежал неминуемого падения. После этого случая парижане не только узнали о существовании доброй химеры, но и полюбили ее. Ведь считается, что если попросить Дедо о чем-то хорошем, то он непременно исполнит любое желание, загаданное от чистого сердца…
Вот уже не одно столетие безмолвные скульптуры, изображающие гаргуйлей и химер украшают и «устрашают» строгие и стройные готические соборы, бережно сохраняя их тайны и пробуждая в нас неизменный интерес к великой художественной культуре Средних веков.
Все фото, сопровождающие текст взяты с ресурса PIXABAY