14.12.2017 12:00:00

«Георгий Победоносец»

Ф онды Дома-музея Германа Брахерта пополнились замечательным произведением! 
Скульптор Алексей Леонов, чья персональная выставка «Светочи» проходила недавно в Доме-музее, передал в дар музею свою работу "Георгий Победоносец".

DSCN0056а.jpg

 Скульптор А. Леонов относится к той редкой породе мастеров, которые, обращаясь к вечным непреходящим истинам, передают их ясным и глубоким языком скульптуры. Его духовные произведения понятны и проникновенны. Они заставляют зрителя остановиться и подумать о смысле бытия и о своем месте в меняющемся мире, о подмене истинных ценностей фальшивыми, о добре и зле.
Небольшая скульптура посвящена наиболее почитаемому христианскому святому, великомученнику Георгию Победоносцу. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Берите (совр. Бейрут). Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Со времен Дмитрия Донского Георгий Победоносец считался на Руси покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Поэтому этот святой был близок русским людям и образ великомученика всегда привлекал художников.

DSCN0058а.jpg  

Скульптура А.Леонова создана на основе традиционного сюжета. Мы видим святого Георгия на коне, убивающего змея. На первый взгляд,–растиражированный сюжет. Но, если присмотреться, в данной работе все необычно: и образ Победоносца, и образ Змея, и композиционное решение. Скульптура делится по диагонали на две почти равные части. Нижняя – посвящена Змею. Змей в данном произведении, безусловно, – воплощение зла. Смотря на него поневоле на ум приходит эпиграф к книге А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». Устрашающе выглядит гигантская пасть с острыми клыками, покрытые чешуей мощные кольца извивающегося тела, ядовитый острый шип на конце, направленный в ногу коня. Поистине, зло сильно, могуче и опасно, борьба с ним – это борьба с самой смертью. Верхнюю часть скульптуры занимает образ Георгия на коне. И если конь святого не уступает Змею в мощи и силе, он похож на коня Ильи Муромца, так же величественен, так же неистов в своей борьбе с лихом, так же неумолим к врагам, то Победоносец кажется невесомым, хрупким. Настоящий святой, в котором сила веры главенствует над безверием и способна творить чудеса. Перед нами не земной воин, а посланник Божий. Он прекрасен, у него совершенное лицо, только слегка сдвинутые брови слегка искажают изящные черты. Но стремительно занесенное над пастью Змея копье, развевающийся плащ, судорожно вцепившаяся в гриву коня рука показывают гнев Георгия, его неистовое желание покарать зло. И зло обречено. Произведение очень динамично, движения каждого героя можно рассматривать в отдельности. Мы физически ощущаем тяжелые, медленные, но смертельные объятия Змея, стремительные и мощные удары копыт вздыбленного коня, ярость легкого, уверенного в своей победе Георгия. Эта скульптура демонстрирует и величие духа, и безграничные возможности веры, и вековую борьбу со злом, которое в своем истинном облике предстает разве что перед святыми.
Искренне благодарны Алексею Леонову за такой замечательный подарок!