23.06.2017 16:23:00

Новая выставка

ЛИКИ ВРЕМЕНИ
скульптура из коллекции Калининградской художественной галереи

Фонд скульптуры Калининградской художественной галереи включает в себя более 300 единиц хранения — это станковая пластика, садово-парковая скульптура, монументальные рельефы, а также гипсовые модели памятников. Для выставки были отобраны произведения, охватывающие период с середины 1960-х до начала 2000-х годов, которые дают возможность представить развёрнутую панораму художественной жизни нашей страны во второй половине XX века и поэтапно проследить основные векторы развития скульптуры.
Важная особенность искусства периода 1960-1980-х годов связана с его разделением на «официальное» и «неофициальное». При всём разнообразии художественных подходов, стилистических различий и индивидуальной эстетики большинство авторов, представленных на выставке, творили в русле «официального» искусства. Эстетика соцреализма наиболее ярко отражена в работе московского мастера Ильи Котова «Л. Толстой и А. Горький» (1977)
В русле так называемого «формализма» работали многие мастера независимо от их отношения к идеологии. Однако художники, ведущие свои поиски параллельно с развитием авангарда в западном искусстве, оказались на позициях «творческого подполья», их работы не принимались к участию в общественных выставках. Это явление, внутри себя весьма разнородное и не признаваемое государственными органами культуры и официальной критикой за искусство, выделилось в альтернативную нишу, сформировав к концу 1960-х годов социокультурное пространство андеграунда.
Перестройка, сняв запрет на инакомыслие, открыла «шлюзы», и все скрывавшиеся под спудом художественные течения слились в одну полноводную реку. Этот период стал подлинным расцветом андеграунда, который в условиях начавшегося процесса девальвации культурно-исторического наследия советской эпохи к концу 1980-х годов оказался в авангарде. Известный московский скульптор Георгий Франгулян («Солнечный зайчик», 1984) при помощи пластической игры соотношений «кубистических» форм и плавных текучих линий, соединяющихся в монолитный объём, создавал образы, выискивая невообразимые ракурсы, балансируя на грани фигуративности и абстракции.
С 1990-х и по сей день в отечественной скульптуре наблюдается усиливающееся движение в сторону «литературности». Надо сказать, что повествовательность в пластике начала возрастать ещё с 1970-х годов. Именно тогда появились композиции, построенные по «картинному» принципу, возникло новое понимание роли пространства, сходное с его ролью в архитектуре, стали активно и очень разнообразно применяться материалы и техники, которые ранее использовались только в декоративно-прикладном искусстве. Произведение Людмилы Богатовой «На причале» (2007) можно рассматривать как своего рода «скульптурные иллюстрации», в которых легко и гармонично уживаются фантастическое и реальное, возвышенное и комическое, ироничное и лирическое. Такое искусство, доступное для восприятия, понятное зрителю любого возраста и любой национальности, чрезвычайно востребовано в наши дни.
Современность стала источником творчества для известного скульптора Роберта Дербенцева, автора мемориальной доски на здании Дома-музея Германа Брахерта. Одна из граней его таланта – малая пластика, представленная на выставке: «Порыв (Демократия)», «Экстаз», «Обнаженная». В этих произведениях музыкальная пластичность линий подчеркивает благородную эстетику материала.
Работы, представленные на выставке «Лики времени», окунут зрителя в удивительную атмосферу скульптурного творчества, где эмоции, желания и чувства, проживаемые человеком, выражены не при помощи красок и линий, но движения, жеста, пластики скульптурного материала. Выставка еще раз доказывает, что творческая жизнь художника неотделима от жизни общественной и часто ей созвучна.

Выставка будет работать до 22 июля 2017 года.