23.06.2017 10:58:00

Выставка в "Янтарном замке"

Выставка в "Янтарном замке"

«В БЕГЕ ВРЕМЕНИ…»
выставка фоторабот из собрания Дома-музея Германа Брахерта.

«Мы изобретаем новые средства передвижения, пытаемся ускорить жизнь, а время идет свои чередом, его не укротишь», – начертал некогда известный скульптор Герман Брахерт на одной из работ. «В беге времени» называла свои альбомы жена скульптора Мия, замечательный кёнигсбергский фотограф. Время, беспощадное к иным, к Герману Брахерту было благосклонно. В этом большая заслуга его жены Мии. Она фотографировала все работы мужа. Двадцать пять лет жизни, с 1919 по 1944 гг., отдал Восточной Пруссии скульптор Герман Брахерт. Его произведения украшали собрания Королевского замка, были вписаны в архитектонику зданий, городскую среду. К сожалению, большая часть творческого наследия мастера погибла. Запечатленные на пленке работы позволяют повернуть время вспять и увидеть прекрасные образцы немецкой скульптуры первой половины 20-го века.
Представленные фотокопии 1990-х гг. были переданы в музей сыном художника Томасом Брахертом. Основная часть экспозиции посвящена скульптурным портретам мастера. Жанр портрета можно считать одним из преобладающих в творчестве Германа Брахерта. Скульптор обращался к нему на протяжении всей жизни. Были созданы портреты жены, дочери, современников, представителей политической, научной и художественной элиты города.
Фотографии уникальны. На них запечатлены несохранившиеся произведения мастера. На данный момент известны только две уцелевшие работы: портреты Маргарет Штепат (в собрании Дома-музея Германа Брахерта) и доктора Трауттмана (Германия). Фотографии дают представление о мастерстве Брахерта-портретиста. Манера исполнения бюстов и голов различна. Если голова Гинденбурга выдержана в традициях реалистической скульптуры начала века, то похожая голова Фридриха Эберта свидетельствует об обращении к живописно-импрессионистической трактовке фактуры, а портрет Пауля Штеттинера выглядит заглаженным, рафинированным. Различны и материалы, из которых выполнены скульптурные портреты. Брахерт использовал и металл (бронза, железо, сталь), и мрамор, и гипс. Интересен в этом плане портрет Генриха Герца. Голова была выполнена из бронзы и вызолочена. Блестящие жесткие формы, холодная элегантная красота скульптуры подчеркивали и высокомерную изысканность образа, и блестящий ум великого физика, и его золотой вклад в науку.
Несколько фотографий посвящены Кёнигсбергскому периоду творчества скульптора. Интересна мемориальная бронзовая доска, установленная на доме, где родился выдающийся поэт эпохи романтизма Закариас Вернер (1768–1823). Небольшая женская фигурка словно парит над изображением полумесяца. Ломкий силуэт, утонченные длинные руки, хрупкое нежное тело, спрятанное за складками обтягивающего платья, создают образ и Царицы Небесной, и прекрасной принцессы из сказок.
На фотографиях мы видим и две дошедшие до нас работы мастера. Это всем известная «Нимфа», расположенная на променаде в г. Светлогорске, и «Марка Дома техники» на ул. Баранова в Калининграде.
Перефразируя Мольера можно сказать: «Кто выиграл у времени – все выиграл в итоге». Несмотря на гонения со стороны нацистских властей, несмотря на уничтожение скульптурного наследия художника, несмотря на страшные бомбардировки Второй мировой, творчество Германа Брахерта не кануло в Лету, оно продолжает жить, а «время идет своим чередом, его не укротишь…»